Вторник, 07.11.2023

Устав общества

Устав общества с ограниченной ответственностью является его единственным учредительным документом.
В соответствии с п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 33 и ст. 34 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ устав общества в обязательном порядке должен содержать:
1) полное и сокращенное фирменные наименования общества;
2) сведения о месте нахождения общества;
3) сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
4) сведения о размере уставного капитала общества;
5) права и обязанности участников общества;
6) сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
7) сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
8) сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
9) срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества.
Кроме того, Законом предусмотрены случаи, когда в зависимости от определенных обстоятельств в устав должны включаться следующие сведения:
10) сведения о филиалах и представительствах общества в случае создания этих подразделений;
11) порядок создания и размеры резервного и иных фондов, если общество намерено создать такие фонды;
12) порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества;
13) случаи, в которых проводится внеочередное общее собрание участников общества;
14) срок, на который избирается единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие), если уставом общества решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
15) срок, на который избирается коллегиальный исполнительный орган, количество его членов и порядок его деятельности, если уставом общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других);
16) срок, на который избирается ревизионная комиссия или ревизор, порядок их работы, если уставом общества предусмотрено образование ревизионной комиссии или избрание ревизора.
Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным федеральным законам.
В приложениях к настоящей книге есть образец устава общества с ограниченной ответственностью, который можно использовать в большинстве случаев при подготовке документов для организации небольшого бизнеса, но понимать, что и зачем пишется в уставе, все же необходимо.
Итак, рассмотрим вопросы, связанные с указанием перечисленных выше сведений.
1. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменные наименования на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» либо аббревиатуру «ООО».
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Выбирая наименование, следует также помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок этот установлен Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52, требования к заявителям там очень жесткие, по сути дела, претендовать на включение в наименование слов «Россия» или «Российская Федерация» могут только очень крупные организации, поэтому начинающему бизнесмену о включении в название создаваемой им организации этих слов не стоит и задумываться.
Правда, можно включить в название такие слова или части слов, как «Рус», «Русс» или «Раша». Как указали высшие судебные органы в п. 58.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», в смысле абз. 8 п. 4 ст. 1473 ГК РФ следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).
Что касается включения в название организации наименований иностранных государств, то тут все не так просто.
Дело в том, что установленного каким-то нормативным актом перечня таких наименований нет. Есть Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст, который содержит наименования всех стран мира.
Но во-первых, как видно из названия, так и из содержания этого Классификатора, объектом классификации при его составлении являлись наименования стран, а не государств. А это очень большая разница, ведь государство — это система органов власти, контролирующих определенную территорию, а страна — это территория, имеющая определенные национальные, климатические (климатические страны и области), культурные (культурные страны и области), исторические (исторические страны и области) или политические границы.
Во-вторых, названия государств и стран очень часто не совпадают, более того, некоторые страны или их части контролируются различными государствами, причем не всегда признанными международным сообществом.
Так, в том же Общероссийском классификаторе стран мира есть названия непризнанных Республик Абхазия и Южная Осетия, а также наименование острова Тайвань, контролируемого не признанной мировым сообществом Китайской Республикой.
Однако все эти несоответствия, однако, не смутили ни регистрирующий орган, ни органы судебной власти, когда одно общество с ограниченной ответственностью захотело включить в свое фирменное наименование название исторического района г. Москвы Китай-город.
Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве отказала в государственной регистрации изменений устава общества, а когда заявитель обжаловал это решение в арбитражном суде, суды всех инстанций, включая Высший Арбитражный Суд (Определение ВАС РФ от 22 октября 2012 г. N ВАС-13130/12 по делу N А40-20027/12-121-185), признали отказ в регистрации законным.
При этом ни налоговые органы, ни суды не смутило то, что слово «Китай-город» имеет происхождение, никак не связанное ни с Китаем, ни с китайцами, что в самом Китае понятия страны «Китай» и государства «Китайская Народная Республика» являются разными, обозначаются разными иероглифами и что все международные соглашения подписываются с китайской стороны от имени Правительства КНР.
Судебные акты, вынесенные по этому делу, нельзя не назвать абсурдными. Особенно если учесть, что использование для определения официального наименования такого государства, как Китай, Классификатора, в котором имеется указание на Тайвань как субъект классификации, может иметь и международные последствия.
Дело в том, что в соответствии с п. 5 Совместной декларации об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г. Российская Федерация исходит из того, что Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань — неотъемлемой частью территории Китая. Россия не поддерживает с Тайванем официальных межгосударственных отношений и контактов. Экономические, научно-технические, культурные и другие связи между Россией и Тайванем осуществляются на неофициальной основе.
Но в итоге приходится признать, что на практике при выборе названия лучше не рисковать и не включать в него слов или частей слов, которые можно было бы признать названием какой-то страны или производным от него словом.
Выбирая фирменное наименование, следует помнить о том, что закон защищает право на фирменное наименование, приобретенное уже зарегистрированной организацией.
В соответствии с п. 3 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Данная норма направлена на пресечение недобросовестной конкуренции, ведь нередки случаи, когда какая-то организация в течение длительного времени формирует определенный положительный имидж, репутацию, клиентскую базу, а затем появляется другая организация и пытается, не вложив особых средств, воспользоваться всем этим, приняв изначально или сменив наименование на аналогичное, уже «раскрученное».
В соответствии с п. 4 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, нарушившее указанное выше правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
Правда, как видно из содержания нормы закона, для защиты права на фирменное наименование необходимо доказать факт осуществления обеими организациями аналогичной деятельности, а это далеко не всегда так просто сделать.
Сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых организациями, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, поэтому теоретически достаточно сравнить данные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении организаций, имеющих одинаковые или схожие наименования, и определить, нарушила ли одна из них требования п. 3 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ или нет.
Однако на деле все оказывается намного сложнее: в реестре могут содержаться сведения как о тех видах деятельности, которые организация осуществляет, так и о тех, которые ей были указаны при регистрации, но которыми она так и не занялась. Бывает и так, что в реестре по какой-то причине определенный вид деятельности не назван, а фактически организация его осуществляет.
Как видно, на практике споры по фирменным наименованиям могут быть очень непростыми, поэтому при выборе наименования общества стоит выяснить, нет ли в месте предполагаемого осуществления деятельности организаций, имеющих наименование, сходное с предполагаемым наименованием учреждаемого общества, и осуществляющих деятельность, аналогичную той, которую будет осуществлять это общество.
Кроме того, для того чтобы защитить свой бизнес от недобросовестной конкуренции, стоит в выборе средств индивидуализации реализуемых товаров и услуг полагаться не столько на определенное фирменное наименование, а на товарный знак. Но об этом более подробно будет рассказано ниже.
При выборе фирменного наименования также следует помнить, что определенные сведения должны указываться в фирменных наименованиях обществ, если они намереваются осуществлять определенную деятельность, или, напротив, если общество не занимается определенной деятельностью, оно не вправе указывать определенные сведения в своих фирменных наименованиях.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
В соответствии с п. 13 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» использование слова «клиринг», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» фирменное наименование субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» платежная система должна иметь наименование, указанное в правилах платежной системы, содержащее слова «платежная система». Ни одна организация в Российской Федерации, за исключением организации, зарегистрированной в реестре операторов платежных систем, не может использовать в своем наименовании (фирменном наименовании) слова «платежная система» или иным образом указывать на осуществление деятельности оператора платежной системы. Операторы услуг платежной инфраструктуры, участники платежной системы вправе указывать на принадлежность к платежной системе в соответствии с правилами платежной системы.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
2. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Теоретически учредители могут в уставе указывать любой адрес в качестве места нахождения общества; закон, как видно, не содержит на этот счет никаких ограничений.
Только в ст. 54 Гражданского кодекса РФ говорится, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При этом судебная практика подтверждает возможность указания в качестве места нахождения организации даже домашнего адреса единоличного исполнительного органа общества.
Но, как уже было замечено выше, налоговые органы негласно требуют от заявителей представления документов, подтверждающих то, что после регистрации общество будет находиться в указанном месте или хотя бы будет иметь право там находиться.
Такими документами, по их мнению, являются гарантийные письма владельцев объектов недвижимости, в которых регистрируемое общество будет находиться, а также документы, подтверждающие право этих владельцев сдавать данные помещения в аренду или субаренду (копия свидетельства на право собственности, копия договора аренды и т.д.).
Можно попытаться проигнорировать это незаконное требование, можно представить указанные документы, — тут уже выбор за конкретным заявителем.
3. Как было указано выше, Законом предусмотрено создание следующих органов общества с ограниченной ответственностью:
1) общее собрание участников;
2) единоличный исполнительный орган;
3) совет директоров (наблюдательный совет);
4) коллегиальный исполнительный орган;
5) ревизор или ревизионная комиссия.
Совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган образуются обычно в крупных или как минимум средних компаниях, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» является обязательным только в обществах, имеющих более 15 участников.
Как говорилось выше, поэтому, а также потому, что в настоящей книге рассматриваются вопросы учреждения сравнительно небольших организаций, вопросы, связанные с формированием совета директоров, коллегиального исполнительного органа и ревизионной комиссии, а также избранием ревизора, — здесь рассматриваться не будут.
Для указания сведений о составе и компетенции органов общества необходимо определиться, какие органы будут иметься у общества.
В нашем случае (небольшая организация с несколькими участниками или одним участником) будет функционировать общее собрание участников, право на участие в котором будут иметь все участники общества, и единоличный исполнительный орган, избираемый общим собранием участников.
Основные полномочия, относящиеся к компетенции общего собрания участников общества, перечислены в п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»:
1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
2) изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
4) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
5) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
6) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
7) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
8) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
9) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
10) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
11) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.
Полномочия, указанные в п. п. 2, 4, 5, 6, 10, 11 приведенного выше перечня, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества, то есть устав не может содержать положений, наделяющих этими полномочиями другие органы общества. Остальные же могут быть возложены на другие органы управления общества.
Кроме того, в других нормах Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указаны иные полномочия, относящиеся к компетенции общего собрания участников:
12) принятие решений о принятии в общество третьего лица или третьих лиц, об определении номинальной стоимости и размера их доли или долей, а также об изменении размеров долей участников общества в связи с принятием в общество третьего лица или третьих лиц;
13) принятие решений о создании филиалов и открытии представительств общества;
14) принятие решений о предоставлении участнику (участникам) общества дополнительных прав;
15) принятие решений о прекращении дополнительных прав, предоставленных участнику (участникам) общества;
16) принятие решений о возможности возложения на участника (участников) общества дополнительных обязанностей;
17) принятие решений о возложении дополнительных обязанностей на определенного участника общества;
18) принятие решений о прекращении дополнительных обязанностей, возложенных на участника (участников) общества;
19) одобрение действий учредителей общества, в результате которых общество принимает на себя ответственность по обязательствам учредителей, связанным с учреждением общества;
20) утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества;
21) принятие решения о предъявлении обществом требования участнику общества, передавшему имущество для оплаты доли, о предоставлении денежной компенсации в случае прекращения у общества права пользования этим имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу для оплаты доли;
22) принятие решения о предоставлении права участникам общества в счет внесения ими дополнительных вкладов и (или) третьим лицам в счет внесения ими вкладов зачесть денежные требования к обществу;
23) принятие решения о даче согласия на залог доли или части доли в уставном капитале общества, принадлежащих участнику общества;
24) принятие решения о распределении между участниками общества или предложении для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам перешедших к обществу оплаченных доли или части доли, а также долей или части доли в уставном капитале общества, по которым была предоставлена компенсация;
25) принятие решения о продаже участникам общества приобретенных обществом неоплаченных долей или частей долей, а также долей или части доли в уставном капитале общества, по которым была предоставлена компенсация, в результате которой изменяются размеры долей участников общества;
26) определение цены продажи долей или частей долей, приобретенных обществом;
27) принятие решения о выплате кредиторам действительной стоимости доли или части доли участника общества, на имущество которого обращается взыскание, остальными участниками общества, а также определение размера оплаты стоимости этой доли или части доли;
28) принятие решения о внесении вкладов в имущество общества;
29) принятие решения о внесении вкладов в имущество общества неденежными средствами;
30) утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества;
31) принятие решения об установлении порядка проведения общего собрания участников общества в части, не урегулированной Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом общества и внутренними документами общества;
32) принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность;
33) принятие решения об одобрении крупной сделки;
34) принятие решения о привлечении профессионального аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества;
35) принятие решения о возмещении за счет средств общества расходов участника общества на оплату услуг выбранного им для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества профессионального аудитора;
36) принятие решения о продаже доли или части доли, принадлежащих обществу, участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, а также продаже доли или части доли, принадлежащих обществу, третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю.
Решения по вопросам, указанным в п. п. 10, 12, 14, 16, 18, 22, 25, 27, 30, 36 указанного выше перечня полномочий, относящихся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единогласно.
Решения по вопросу, указанному в п. 2 указанного выше перечня полномочий, относящихся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, за исключением следующих решений, принимаемых участниками общества единогласно:
— решения об изменении устава в связи с увеличением уставного капитала;
— решения о включении в устав общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале участниками общества либо обществом по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения;
— решения о включении в устав общества положений, устанавливающих возможность участников общества или общества воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли либо не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи;
— решения о включении в устав общества положений, устанавливающих порядок осуществления участниками общества преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества непропорционально размерам долей участников общества;
— решения о внесении изменений в устав общества, предусматривающих право участника общества на выход из общества;
— решения о включении в устав общества положений, устанавливающих срок исполнения обязанности общества по выплате участнику общества действительной стоимости его доли в уставном капитале общества или выдаче с согласия участника общества имущества такой же стоимости в натуре;
— решения о внесении в устав общества изменений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества;
— решения о внесении, изменении или исключении из устава общества порядка определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества;
— решения о внесении, изменении или исключении из устава положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества;
— решения о внесении, изменении или исключении из устава положений об ограничении максимального размера доли участника общества и об ограничении возможности изменения соотношения долей участников общества.
Решения об увеличении уставного капитала принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.
Решения по вопросу, указанному в п. п. 13 и 28 указанного выше перечня полномочий, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.
Решения по вопросу, указанному в п. 15 указанного выше перечня полномочий, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества при условии, если участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.
Решения по вопросу, указанному в п. 17 указанного выше перечня полномочий, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества при условии, если участник общества, на которого возлагаются дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.
В остальных случаях решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества.
Также уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и (или) членов ревизионной комиссии общества.
При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
Полномочия, указанные в приведенном выше перечне, за исключением принятия решения о привлечении профессионального аудитора для проведения аудиторской проверки, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Кроме перечисленных выше полномочий общего собрания участников общества устав может предусматривать наделение данного органа и другими полномочиями, если это не противоречит действующему законодательству.
Принятие решений осуществляется общим собранием участников в рамках очередного или внеочередного общих собраний участников либо путем проведения заочного голосования (опросным путем).
Перед открытием общего собрания участников общества проводится регистрация прибывших участников общества.
Участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Представители участников общества должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия.
Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества.
Общее собрание участников общества, созванное участниками общества, открывает один из участников общества, созвавших данное общее собрание.
В тех случаях, когда уставом общества предусмотрено образование таких органов, как совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия (ревизор) общества, аудитор, общее собрание участников общества, созванное советом директоров (наблюдательным советом) общества, ревизионной комиссией (ревизором) общества или аудитором, открывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества, председатель ревизионной комиссии (ревизор) общества или аудитор.
Решения общего собрания участников общества принимаются открытым голосованием, если иной порядок принятия решений не предусмотрен уставом общества.
Решение общего собрания участников общества может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия участников общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования (опросным путем). Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
Теперь о полномочиях единоличного исполнительного органа общества.
В соответствии с п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
Это означает, что коммерческая организация или индивидуальный предприниматель будут управлять обществом так же, как это делает единоличный исполнительный орган (генеральный директор).
Обычно привлечение управляющих организаций для управления определенными юридическими лицами осуществляется в крупных холдингах, имеющих многоуровневую структуру, поэтому мы не будет подробно останавливаться на данных вопросах.
4. Размер уставного капитала общества определяется в рублях.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Размер уставного капитала общества определяется в рублях.
Большинство созданных в России обществ с ограниченной ответственностью имеют уставный капитал, равный десяти тысячам рублей, при этом такие организации могут быть как совсем мелкими, так и огромными фирмами с миллиардными оборотами.
Поэтому при создании общества не стоит гнаться за большим размером уставного капитала, и если у учредителей не будет нужды вносить в оплату уставного капитала определенное имущество, имеющее существенно большую цену, то стоит указать в качестве размера уставного капитала те же десять тысяч рублей.
Ранее в Законе имелось требование об указании в уставе общества также и размеров долей участников, вследствие чего в случае перехода доли или части доли от одного участника к другому либо к третьему лицу было необходимо изменение устава общества. Однако после вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ эта надобность отпала, так как норма об указании в уставе данных сведений была исключена из текста Закона.
5. Права и обязанности участников общества.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества вправе:
1) участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Законом и уставом общества;
2) получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;
3) принимать участие в распределении прибыли;
4) продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном Законом и уставом общества;
5) выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных Законом;
6) получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Участники общества имеют также другие права, предусмотренные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Помимо прав, предусмотренных Законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Участник общества, которому предоставлены дополнительные права, может отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения обществом указанного уведомления дополнительные права участника общества прекращаются.
Учредители (участники) общества вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.
Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества обязаны:
1) оплачивать доли в уставном капитале общества в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и договором об учреждении общества;
2) не разглашать информацию о деятельности общества, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
Помимо обязанностей, предусмотренных Законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.
Дополнительные обязанности могут быть прекращены по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
6. Сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.
Это очень важное положение устава общества с ограниченной ответственностью.
До вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ участник общества был вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. При этом общество было обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли.
Действительная стоимость доли, как мы помним, — это не номинальная стоимость, а часть стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру этой доли. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29 января 2003 г., для оценки стоимости чистых активов обществ с ограниченной ответственностью такой порядок утвержден не был, но судебные и налоговые органы признают правомерность применения этого Порядка при оценке чистых активов и этих обществ.
В целом под стоимостью чистых активов общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
Проще говоря, стоимость чистых активов — это разница между стоимостью имущества общества и его имущественных прав, определяемых на основании данных бухгалтерской отчетности, и размерами его задолженности по тем или иным обязательствам.
Ранее право участника общества с ограниченной ответственностью в любой момент выйти из него и, условно говоря, потребовать свою долю в бизнесе было абсолютным и, по сути дела, давало возможность выйти из общества всем участникам и оставить организацию без участников.
Данная ситуация создавала ряд проблем: с одной стороны, такая возможность играла на руку тем, кто использовал для полулегальных и нелегальных схем фирмы-однодневки, а с другой — нередко дестабилизировала работу вполне успешных компаний, поскольку выход из общества участника, имевшего существенную долю в уставном капитале, почти всегда ударял по финансовому состоянию организации.
С вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ положение изменилось если не кардинально, то существенно. Теперь возможность выйти из общества увязывается для участника либо с получением согласия на это от других участников общества, либо с наличием в уставе общества положения, предусматривающего такой выход без указанного выше согласия. Кроме того, запрещен выход из общества единственного участника.
В случае выхода участника из общества путем отчуждения доли обществу его доля переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить этому участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Данная выплата или выдача имущества должны быть произведены в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок либо порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества. Положения, устанавливающие иной срок либо порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли, могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении, при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
На практике при учреждении общества учредителям нужно решить, насколько важно для них участие всех партнеров в деле, насколько будет соответствовать реальный вклад (имеется в виду не только материальный вклад, но и опыт, знания, связи и т.п.) каждого из учредителей тем средствам, на которые он сможет претендовать в случае выхода из общества.
Если участие всех учредителей в обществе очень важно, то в уставе нужно указать, что участник общества не вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу без согласия других его участников или общества. А если учредители хотят сохранить свободу действий, то им следует использовать в уставе формулировку, указанную в Законе: «участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества». Если же в уставе об этом вообще ничего не будет сказано, то права на выход участника без согласия других участников общества не будет.
В том случае, если впоследствии участники общества решат, что такие ограничения им уже не нужны, им будет достаточно внести соответствующие изменения в устав общества и зарегистрировать данные изменения в установленном порядке.
Такой же подход должен быть применен при установлении возможности отчуждения участниками общества их долей третьим лицам: если состав участников для них самих критически важен, то в уставе, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», можно предусмотреть запрет на отчуждение долей третьим лицам. Если такого запрета не устанавливать, любой участник вправе продать свою долю третьему лицу при условии соблюдения определенного Законом порядка.
Данный порядок обусловлен тем, что Законом для участников общества установлено преимущественное право покупки долей, предлагаемых к продаже третьим лицам. То есть участник общества, решивший продать свою долю в нем, обязан в установленном порядке предложить ее другим участникам по той же цене; уставом можно также предусмотреть, что преимущественное право на покупку такой доли будет иметься у самого общества.
Можно также предусмотреть, что цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой денежной сумме либо на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и другие).
Данные меры обусловлены тем, что, как говорилось выше, номинальная стоимость доли может быть совсем небольшой, в то время как реальная ее стоимость (определенная одним из указанных способов) может быть намного выше.
Также уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества.
В случае если уставом получение такого согласия будет указано как необходимое и оно не будет получено, наследники или правопреемники должны будут получить денежную или имущественную компенсацию в таком же порядке, как и в случае с выходом участника из общества.
7. Порядок перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу зависит от некоторых положений устава общества. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли либо части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества.
При отсутствии в уставе общества каких-либо указаний согласие других участников или самого общества на совершение такой сделки не требуется. Но уставом можно также предусмотреть обязательность получения такого согласия.
Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных Законом, и только если это не запрещено уставом общества. То есть уставом можно вообще запретить отчуждение долей в уставном капитале общества третьим лицам.
В тех случаях, когда отчуждение долей третьим лицам разрешено уставом, участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества по цене предложения третьему лицу либо по отличной от цены предложения третьему лицу и заранее определенной уставом общества цене пропорционально размерам своих долей, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли.
Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли, принадлежащих участнику общества, по цене предложения третьему лицу либо по заранее определенной уставом цене, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли участника общества. При этом осуществление обществом преимущественного права покупки доли или части доли по заранее определенной уставом цене допускается только при условии, что цена покупки обществом доли или части доли не ниже установленной для участников общества цены.
Цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и другие). Заранее определенная уставом цена покупки доли или части доли должна быть одинаковой для всех участников общества вне зависимости от принадлежности такой доли или такой части доли в уставном капитале общества.
Уставом общества может быть предусмотрена возможность участников общества или общества воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли либо не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи. При этом оставшаяся доля или часть доли могут быть проданы третьему лицу после частичной реализации указанного права обществом либо его участниками по цене и на условиях, которые были сообщены обществу и его участникам, или по цене не ниже заранее определенной уставом цены.
Уставом общества может предусматриваться возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей.
Участник общества, намеренный продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи. Оферта о продаже доли или части доли в уставном капитале общества считается полученной всеми участниками общества в момент ее получения обществом. При этом она может быть акцептована лицом, являющимся участником общества на момент акцепта, а также обществом в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оферта считается неполученной, если в срок не позднее дня ее получения обществом участнику общества поступило извещение о ее отзыве. Отзыв оферты о продаже доли или части доли после ее получения обществом допускается только с согласия всех участников общества, если иное не предусмотрено уставом общества.
Участники общества вправе воспользоваться преимущественным правом покупки доли или части доли в уставном капитале общества в течение тридцати дней с даты получения оферты обществом. Уставом может быть предусмотрен более продолжительный срок использования преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества.
В случае если уставом общества предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли, в нем должны быть установлены сроки использования преимущественного права покупки доли или части доли участниками общества и обществом.
При отказе отдельных участников общества от использования преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества либо использовании ими преимущественного права покупки не всей предлагаемой для продажи доли или не всей предлагаемой для продажи части доли другие участники общества могут реализовать преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества в соответствующей части пропорционально размерам своих долей в пределах оставшейся части срока реализации ими преимущественного права покупки доли или части доли, если уставом общества не предусмотрено иное.
Преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества у участника и, если уставом общества предусмотрено, преимущественное право покупки обществом доли или части доли у общества прекращаются в день:
представления составленного в письменной форме заявления об отказе от использования данного преимущественного права в порядке, предусмотренном настоящим пунктом;
истечения срока использования данного преимущественного права.
Заявления участников общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли или части доли должны поступить в общество до истечения срока осуществления указанного преимущественного права покупки доли. Заявление общества об отказе от использования предусмотренного уставом преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества представляется в установленный уставом срок участнику общества, направившему оферту о продаже доли или части доли, единоличным исполнительным органом общества, если решение этого вопроса не отнесено уставом общества к компетенции иного органа общества.
Подлинность подписи на заявлении участника общества либо общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В случае если в течение тридцати дней с даты получения оферты обществом при условии, что более продолжительный срок не предусмотрен уставом общества, участники общества либо общество не воспользуются преимущественным правом покупки доли или части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи, в том числе образующихся в результате использования преимущественного права покупки не всей доли или не всей части доли либо отказа отдельных участников общества и общества от преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества, оставшиеся доля или часть доли могут быть проданы третьему лицу по цене, которая не ниже установленной в оферте для общества и его участников цены, и на условиях, которые были сообщены обществу и его участникам, либо по цене, которая не ниже заранее определенной уставом цены. В случае если заранее определенная цена покупки доли или части доли обществом отличается от заранее определенной цены покупки доли или части доли участниками общества, доля или часть доли в уставном капитале общества может быть продана третьему лицу по цене, которая не ниже заранее определенной цены покупки доли или части доли обществом.
Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.
До принятия наследником умершего участника общества наследства управление его долей в уставном капитале общества осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
При продаже доли или части доли в уставном капитале общества с публичных торгов права и обязанности участника общества по таким доле или части доли переходят с согласия участников общества.
В случае если законом и (или) уставом общества предусмотрена необходимость получить согласие участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьему лицу, такое согласие считается полученным при условии, что всеми участниками общества в течение тридцати дней или иного определенного уставом срока со дня получения соответствующего обращения либо оферты обществом в общество представлены составленные в письменной форме заявления о согласии на отчуждение доли или части доли на основании сделки либо на переход доли или части доли к третьему лицу по иному основанию либо в течение указанного срока не представлены составленные в письменной форме заявления об отказе от дачи согласия на отчуждение или переход доли или части доли.
В случае если уставом общества предусмотрена необходимость получить согласие общества на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества участникам общества или третьим лицам, такое согласие считается полученным участником общества, отчуждающим долю или часть доли, при условии, что в течение тридцати дней со дня обращения к обществу или в течение иного определенного уставом общества срока им получено согласие общества, выраженное в письменной форме, либо от общества не получен отказ в даче согласия на отчуждение доли или части доли, выраженный в письменной форме.
Доля или часть доли переходит к обществу с даты:
1) получения обществом требования участника общества о ее приобретении;
2) получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества;
3) истечения срока оплаты доли в уставном капитале общества или предоставления компенсации, предусмотренной в случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу для оплаты доли;
4) вступления в законную силу решения суда об исключении участника общества из общества либо решения суда о передаче доли или части доли обществу в связи с продажей доли или части доли в уставном капитале общества с нарушением преимущественного права покупки;
5) получения от любого участника общества отказа от дачи согласия на переход доли или части доли в уставном капитале общества к наследникам граждан либо правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, или на передачу таких доли или части доли учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица — участника общества, собственнику имущества ликвидированного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия — участника общества либо лицу, которое приобрело долю или часть доли в уставном капитале общества на публичных торгах;
6) оплаты обществом действительной стоимости доли или части доли, принадлежащих участнику общества, по требованию его кредиторов.
Доля или часть доли в уставном капитале общества переходят к их приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.
8. В соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество обязано хранить следующие документы:
договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения;
протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решения о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;
документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
положения о филиалах и представительствах общества;
документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества;
протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества;
списки аффилированных лиц общества;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Общество хранит данные документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Общество обязано обеспечивать участникам общества доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления об изменении основания либо предмета ранее заявленного иска.
Общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к указанным выше документам. В течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные документы должны быть представлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество по требованию участника общества обязано представить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за представление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление.
9. Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
10. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
11. Общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и в размерах, которые установлены уставом общества.
Создание иных фондов предусмотрено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Для небольших организаций, деятельность которых не связана со страховым делом или банковской деятельностью, создание фондов является излишним.
12. Если уставом общества предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), порядок образования и деятельности этого органа, а также порядок прекращения полномочий его членов и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) определяются уставом общества.
Поскольку мы не рассматриваем случаи образования в обществах советов директоров, то эти сведения указывать не нужно.
13. В уставе общества могут быть указаны случаи, когда должно проводиться внеочередное общее собрание участников общества.
При этом вне зависимости от указания тех или иных случаев в уставе внеочередное общее собрание участников общества проводится, если проведение такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.
14. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной Законом, уставом общества и внутренними документами общества, порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается решением общего собрания участников общества.
Статьей 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен следующий порядок проведения общего собрания участников общества:
1) Перед открытием общего собрания участников общества проводится регистрация прибывших участников общества.

Еще статьи: