Четверг, 10.10.2024

Регистрируем фирму по-новому

Новые формы для регистрации юрлиц

4 июля 2013 года вступил в силу приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ . Он ввел в обращение новые формы, подаваемые для регистрации и ликвидации юридических лиц, а также для внесения необходимых изменений в учредительные документы и ранее представленные сведения. В их числе формы:

№ Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании»;
№ Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»;
№ Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».

Они обязательны для всех, в том числе и для строительных компаний.
Таким образом, закончился период, когда одновременно действовали старые бланки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 , и рекомендованные формы, что вызывало путаницу и неясности при их заполнении и подаче в регистрирующий орган (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 454 ).

Как отмечено в информации ФНС России «О новых правилах государственной регистрации юридических лиц…» , внесение изменений объясняется их машиноориентированной направленностью и стремлением минимизировать объем ошибок, возникающих при ручном заполнении.
Несмотря на то что с момента вступления изменений в силу прошло немногим более двух месяцев, уже имеется достаточно информации по их практическому использованию.

Попробуем в ней разобраться.

Порядок заполнения

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования ), утверждены тем же приказом, что и сами формы (см. приложение № 20 к приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

Форма заявления, уведомления или сообщения (далее – заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

Заявление можно заполнить в специальной программе, которая доступна на сайте информационно-вычислительного центра ФНС России www.gnivc.ru (раздел «Программное обеспечение» в верхней строке меню, далее – подраздел «Бесплатное программное обеспечение»/ «Программа формирования документов, используемых при государственной регистрации, версия 1.0.7 от 21.08.2013»).

Поначалу были многочисленные жалобы на работу этой программы, однако в последнее время ситуация выравнивается и компании, заполнившие в ней формы, успешно получают зарегистрированные документы.

Следует учесть технические нюансы. Печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по образцу, приведенному в пункте 1.1 Требований.

Пустые ячейки в отличие от старых форм теперь заполнять (прочеркивать) не надо. Слова переносятся на следующую строку без дефисов, а если строка начинается с нового слова, то перед ней надо оставить пустую клетку.

Необходимо пользоваться кодами и сокращениями, приведенными в приложениях № 1–3 к Требованиям. В частности, введены коды субъектов РФ, а также цифровые обозначения видов документов.

Что еще изменилось

Теперь расскажем о других новшествах. Систематизируем наиболее существенных из них.

1. Исчезла неопределенность в том, кто имеет право подавать документы в регистрирующий орган и получать документы.

Например, в главном столичном регистрационном органе (Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве) подать документы мог только заявитель, а получить – любое лицо на основании доверенности. В инспекциях других субъектов РФ и подавать, и получать документы могло любое лицо на основании доверенности.

Теперь же подавать и получать документы по доверенности разрешается везде, надо только поставить соответствующую цифру в графе, которая находится в разделе 5 последнего листа заявления ( страница 3 листа Н формы № Р11001 ).

Отметим такую особенность. В заявлении на последней странице есть прямое указание для налогового органа – выдать документы на руки, если этого хочет заявитель, или отправить по почте на адрес местонахождения организации, указанный в учредительных документах, на следующий день после даты, назначенной регистрирующим органом к выдаче документов.

2. При первичной регистрации юридического лица заявителями являются все его учредители. Из этого следует, что и подписи на заявлении должны заверять все учредители. Единственное, что допускается, так это то, что заверение необязательно делать у одного нотариуса и в одно время. В регистрирующий орган документы имеет право подать любой из участников создаваемого юрлица, либо лицо, действующее по доверенности от любого из заявителей.

Учтите: заявитель на последней странице заявления должен написать Ф. И. О. заглавными буквами и черной ручкой (во избежание возможного отказа регистрирующего органа в приеме и оформлении документов).

3. Коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности , вносимые в заявления для указания или смены видов деятельности организации, должны теперь содержать не менее четырех знаков ( лист И формы № Р11001 ). Менее четырех знаков в коде ОКВЭД будет являться основанием для отказа в государственной регистрации. Это важно для компаний, занимающихся строительством, так как теперь придется расшифровывать общие виды деятельности, например такой популярный код, как 45.2 «Строительство зданий и сооружений».

Примечание. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности утвержден постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст .

4. Документы необходимо заполнять так, чтобы на одном листе содержалась только одна страница документа. Подача документов, заполненных с двух сторон листа, влечет отказ в государственной регистрации.

5. Нужно вписать ИНН физических лиц (участников и руководителя организации), но только при его наличии. То есть если он был получен физическим лицом в форме свидетельства при обращении в налоговый орган.

6. Строительным компаниям следует учесть, что после вступления в силу рассматриваемых изменений привычное свидетельство о государственной регистрации выдается налоговым органом только при создании юридического лица (в том числе путем реорганизации). К свидетельству прилагается лист записи, содержащий сведения, включенные в ЕГРЮЛ при создании юридического лица.

В остальных случаях (при прекращении деятельности юрлица, изменении сведений о нем, изменении учредительных документов и т. д.) заявителю выдается (направляется) только лист записи, содержащий сведения, которые внесены в ЕГРЮЛ. На это обращено внимание в указанной выше информации ФНС России и в письме ФНС России от 21 июня 2013 г. № ПА-4-6/11289@ .

Пошаговые инструкции

Необходимо отметить, что налоговое ведомство в последнее время стремится совершенствовать свою работу и делает многое для того, чтобы помочь налогоплательщикам. Так, на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размещены пошаговые инструкции к различным видам регистрационных действий.

К сожалению, по мнению автора, при всей видимой пользе инструкция дает только самые общие понятия о порядке заполнения и подачи документов в регистрирующий орган, не учитывая специфики произведенных изменений. И все же она вполне пригодна для использования, тем более что составлена очень просто. Достаточно зайти на сайт налогового органа, найти раздел «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выбрать интересующий вид регистрационных действий и следовать указаниям.

Обратите внимание! Заявления о регистрации и ликвидации юридических лиц, а также о внесении необходимых изменений в учредительные документы и ранее представленные сведения нужно подавать по новым формам. Свидетельство о государственной регистрации выдается налоговым органом только при создании юридического лица.

Еще статьи: