С 01.03.2015 бесплатная приватизация жилых помещений прекращается (пп. 1 п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
До этого момента приватизация, то есть передача жилого помещения (квартиры) из государственного или муниципального жилищного фонда в собственность граждан, имеющих право пользования ею на основании договора социального найма, оформляется договором передачи жилого помещения в собственность (ст. ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; п. 6 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения).
Совершеннолетние граждане вправе не участвовать в приватизации, однако несовершеннолетние граждане, имеющие право пользования жилым помещением, включаются в договор передачи в обязательном порядке (ст. 7 Закона N 1541-1).
В частности, в г. Москве такие договоры оформляют и выдают в режиме «одного окна» службы управлений жилищного департамента в административных округах (разд. I Регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2006 N 606-ПП).
Для приватизации квартиры в г. Москве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Обратитесь в службу «одного окна» управления жилищного департамента в административных округах столицы
Один из совершеннолетних членов семьи, зарегистрированный в приватизируемой квартире, обращается в службу «одного окна» управления департамента жилищной политики города в своем округе, то есть по месту регистрации, и представляет копии документов с предъявлением оригиналов, удостоверяющих личности всех членов семьи, зарегистрированных на занимаемой площади: для граждан старше 14 лет — паспорт, для детей до 14 лет — свидетельство о рождении. Кроме того, необходимо согласие всех имеющих право на приватизацию данного жилого помещения совершеннолетних членов семьи и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Если граждане прибыли на занимаемую площадь в г. Москве после 01.09.1991, то для проверки однократности участия в приватизации необходимо представить данные о регистрации по месту жительства за период с сентября 1991 г. до прибытия на указанное место жительства в г. Москве. Также в случае проживания не в г. Москве в указанный период — справку о том, что право на участие в приватизации не было использовано (ст. 2 Закона N 1541-1; п. п. 1.2, 1.3 Регламента).
Сотрудники службы «одного окна» проверяют представленные документы и формируют с использованием компьютерной программы «Приватизация. Подготовка документов» заявление о подготовке документов. Принятое заявление о подготовке документов в присутствии заявителя фиксируется в электронном регистрационном журнале. Выписка из этого журнала, заверенная подписью сотрудника службы «одного окна», выдается на руки заявителю (п. п. 1.4, 1.7 Регламента).
Подпишите договор передачи жилого помещения в собственность в управлении жилищного департамента
Сотрудники службы «одного окна» сообщают дату подписания договора передачи жилплощади в собственность. Максимальный срок для заключения договора составляет два месяца (ст. 8 Закона РФ N 1541-1). При этой процедуре должны присутствовать все члены семьи старше 14 лет, зарегистрированные в приватизируемом жилье, или их представители по нотариально оформленной доверенности (ст. 2 Закона N 1541-1; п. п. 3.2, 3.3 Регламента). При себе необходимо иметь подлинники документов, удостоверяющих личность, и оплаченную квитанцию на госпошлину, взимаемую за регистрацию права собственности (выданную сотрудниками службы «одного окна»). Размер госпошлины за регистрацию права собственности в общем случае составляет 1000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если квартира приобретается в общую совместную собственность, размер госпошлины также составит 1000 руб. (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности). Если квартира приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 1000 руб., умноженных на размер доли в праве собственности.
Зарегистрируйте заключенный договор передачи жилья в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по г. Москве
По желанию заявителя это может сделать:
- уполномоченный сотрудник жилищного управления. Услуга бесплатная. В таком случае обязательно оформление нотариально удостоверенной доверенности на сотрудника департамента для представления им документов на госрегистрацию. Зарегистрированный договор выдается заявителю через службу «одного окна» управления, а также всем собственникам жилого помещения (или их представителям по нотариально оформленной доверенности) при наличии подлинников паспортов и свидетельств о рождении детей (п. п. 1.8, 3.4, 3.5 Регламента);
- сам заявитель. Но при сдаче пакета документов на регистрацию необходимо присутствие уполномоченного сотрудника управления, обладающего правом подписи по доверенности от руководителя департамента как второй стороны договора передачи (п. 8 Рекомендаций; абз. 6, 7 разд. I Регламента). Помимо самого договора передачи жилья для регистрации права собственности вам потребуются документы БТИ и иные документы, собрать которые вам придется самостоятельно либо с помощью посредника.
Документ/процедура |
Место получения/проведения |
Платно/бесплатно |
Сроки |
Документы БТИ |
БТИ |
Платно (от 2500 до 4000 руб.) |
10 дней |
Получение документов ГУ ИС, паспортный стол |
ГУ ИС, паспортный стол |
Платно (от 1500 до 3500 руб.) |
3 дня |
Юридическое сопровождение договора передачи в собственность (приватизации) |
ДЖП и ЖФ |
Платно (от 15 000 до 25 000 руб.) |
1 — 4 месяца |
Сбор документов и походы по инстанциям могут отнять у вас много времени. В целях его экономии вы можете обратиться к посреднику (организации или физическому лицу), который специализируется на оказании услуг по оформлению договоров приватизации. Для этого потребуется оформить и заверить у нотариуса доверенность на право проведения приватизации.
Став собственником жилья, вы должны платить налог на имущество физических лиц.