Вторник, 07.11.2023

Контроль за деятельностью застройщика ужесточен

Законодательные поправки уточнили порядок государственного регулирования и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов. Очередные меры направлены на усиление контроля в указанной сфере.

Поправки в законодательство

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 414-ФЗ внесены изменения в следующие федеральные законы:
от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
от 30 ноября 2011 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон № 414-ФЗ вступил в силу 1 января 2014 года, за исключением статей 1, 2, которые начали действовать на день позже – со 2 января 2014 года. Они касаются привлечения застройщика к ответственности и страхования его гражданской ответственности.

Что изменилось

Целью изменений, внесенных в закон № 214-ФЗ, является усиление контроля за деятельностью застройщиков, а также уточнение порядка проведения некоторых контрольных процедур.

Сроки

В частности, четко установлен срок для представления уполномоченному органу документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства, – 10 рабочих дней со дня направления мотивированного запроса (подп. 4 п. 6 ст. 23 закона № 214-ФЗ). В данный период контролирующий орган вправе получать от застройщиков сведения или документы, необходимые для проведения государственного контроля (надзора). В ранее действовавшей редакции закона № 214-ФЗ( подп. 2.2 п. 5 ст. 23) было указано, что эти действия должны быть совершены в разумный срок. Под разумным сроком судами понимался срок, который был установлен компетентным госорганом для получения документов и сведений, необходимых для проведения контрольных проверок в отношении лиц, привлекающих денежные средства для строительства (см., например, постановление ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. по делу № А41-57268/12).

Основания для проверок

Другое значительное новшество – корректировка статьи 23 закона № 214-ФЗ. В ней определен перечень оснований для осуществления надзора в отношении деятельности застройщика, ведущего строительство многоквартирных домов по договорам долевого участия (п. 10):

если истек один год с даты разрешения на строительство объекта;
если истек один год с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица.
Отметим: в предыдущей редакции указанной статьи вообще отсутствовало понятие «плановая проверка».

В пунктах 11 и 12 статьи 23 закона № 214ФЗ определены и основания для проведения внеплановой проверки:

неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушения требований закона № 214-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов, выданных контролирующим органом;
выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой) или проектной декларации застройщика признаков нарушения обязательных требований закона № 214ФЗ;
поступление в контролирующий орган обращений и заявлений от граждан, юридических лиц, предпринимателей, а также информации из СМИ и интернета о фактах нарушения закона № 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов, в том числе актов органов местного самоуправления;
приказ (распоряжение) руководителя (или заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в связи с выявлением нарушений;
требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
приказ руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки.
Указано, что внеплановая выездная проверка по соответствующим основаниям должна проводиться с извещением органа прокуратуры.

При этом предварительное уведомления проверяемого лица не допускается. В ранее действовавшей редакции данной статьи приведенные положения отсутствовали. Таким образом, законом № 414-ФЗ устранена неопределенность, существовавшая при установлении оснований для проведения проверок застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.

Еще статьи: