Большинство работодателей стараются так или иначе сэкономить на своем персонале. Руководители считают, что нужды в высоких зарплатах нет, если люди согласны работать за меньшие деньги. Так привлекаются молодые специалисты – выпускники и студенты. Тем не менее, даже начинающие работники без опыта часто ставят завышенную планку заработной платы. В связи с этим работодатели начинают рассматривать варианты с услугами трудовых мигрантов.
Насколько выгодной может быть такая практика? Дешевизна хоть и привлекательна, но не всегда дает желаемый результат. Кроме того, зарубежный сотрудник – это неизбежные проблемы в части легализации, жилья, адаптации и многого другого. Официально оформить иностранных работников — совсем непросто, и далеко не бесплатно. Законодательные барьеры вынуждают значительную часть работодателей или отказываться от работы с иностранцами, или мириться с их нелегальным статусом.
Для того чтобы принять на работу граждан других государств, будет недостаточно трудового или гражданско-правового договора (соответственно принятие в штат или подрядные работы). Нелегальные сотрудники-иностранцы – это риск существенных штрафов (сейчас до 8000 МРОТ), и потому, несмотря на все трудности, закон лучше соблюдать – здесь могут помочь квалифицированные юридические консультации.
Категории иностранных граждан в Российской Федерации
Категория временного проживания. Чтобы подтвердить право на временное проживание, соискатель должен предоставить соответствующее разрешение. Право на работу такие лица имеют только в регионе проживания.
Категория постоянного проживания. Это иностранные граждане с видом на жительство Российской Федерации. Для лиц без гражданства вид на жительство является удостоверением личности. Срок действия документа – 5 лет с возможностью продления.
Категория временного пребывания. Речь идет об иностранных гражданах, имеющих визу (в случае визового режима со страной постоянного проживания) и миграционную карту. В то же время описанными выше статусами данное лицо не обладает, а срок пребывания ограничивается тремя месяцами. Если иностранцу не нужна виза для нахождения в РФ, на работу его принять значительно легче, так как работодатель не должен получать соответствующее разрешение.
Иностранцы с видом на жительство и граждане Республики Беларусь оформляются на работу согласно общим правилам – в сфере трудоустройства их права аналогичны таковым у граждан России.
Процедура принятия на работу иностранцев, пребывающих в РФ на основании визы
В данном случае невозможно использование упрощенного порядка трудоустройства, закрепленного в Трудовом праве для “безвизовых” иностранцев. Работодатель должен получить заключение, подтверждающее целесообразность привлечения зарубежных сотрудников (выдает Государственная служба занятости). Далее оформляется разрешение для компании (право на трудоустройство иностранцев, Федеральная миграционная служба) и персональное разрешение на работу (каждому привлекаемому иностранному сотруднику, если не превышена годовая квота).
Как правило, руководящий персонал или сотрудников редких специальностей оформить намного легче, чем простых рабочих – не возникает особых проблем с получением разрешений, однако это не значит, что вопрос решается за пару дней. Каждый этап состоит из сбора многочисленных справок и документов, включает работу с различными инстанциями, вследствие чего требует много сил, времени и денежных средств (пошлины, нотариальные услуги и прочее).
После трудоустройства иностранца работодатель должен уведомить об этом ФМС, Центр труда и занятости, налоговую инспекцию. В случае с “визовыми” иностранцами, уведомляется также и Государственная инспекция труда.
Нелегальное трудоустройство иностранных граждан
У Миграционной службы есть два способа выявления нелегальных иностранных работников – через собственные проверки и из сообщений других контролирующих структур (налоговая и трудовая инспекция). Как уже говорилось, санкции могут быть от крупных штрафов до административного приостановления деятельности на срок до трех месяцев. Если незаконно трудоустроено несколько иностранцев, отвечать придется по каждому случаю, и размеры штрафов могут оказаться значительно выше. Скорее всего, оснований для такого риска быть не может.
Итак, трудоустройство иностранных граждан – процесс весьма длительный и сложный, особенно если речь идет о лицах, находящихся в Российской Федерации на основании визы. Намного проще принять на работу иностранца, имеющего вид на жительство РФ или гражданство Республики Беларусь. Если действительно есть необходимость в привлечении иностранной рабочей силы, все сложности можно успешно разрешить в соответствии с законодательством, не рискуя огромными суммами и стабильной работой бизнеса.