Четверг, 02.11.2023

О признании ненормативно-правового акта недействительным

В Измайловский районный суд г. Москвы

Истец: М.,
Адрес регистрации: 105077.
адрес фактического проживания:

в лице представителя по доверенности
Озерова Алексея Юрьевича,
адрес регистрации:
адрес фактического проживания:

(убедительная просьба высылать всю
корреспонденцию по адресу фактического проживания доверителя)

Ответчик: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы,
Место нахождения: 103009, Москва, Газетный переулок, д.1/12

Место нахождения представительства (Управления департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Восточном административном округе): 107014, г. Москва, ул. 1-я Боевская, д. 2/12, стр.2

Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве,
Место нахождения: 115035, г. Москва, Ордынка Б. ул., 16, стр. 4

Место нахождения представительства (Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве в Восточном административном округе): 105043, г. Москва, ул. 8-я Парковая, д.14


Исковое заявление

О признании ненормативно-правого акта недействительным


01 июля 2011 г. Дворцом Бракосочетания №1 Управления ЗАГС г. Москвы зарегистрирован брак между М (после заключения брака – …) и Н, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-МЮ №…
После регистрации брака, Истец М, с согласия всех членов семьи нанимателя квартиры начала проживать в квартире №01, по адресу: г. Москва…, где проживает по настоящее время вместе с семьей нанимателя квартиры: в том числе с мужем – Н, являющимся сыном нанимателя квартиры, и дочерью, зарегистрированными в вышеуказанной квартире.
01 декабря 2011 г. в Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве в Восточном административном округе было подано заявление о регистрации Истца по месту жительства.
Для оформления регистрации по месту жительства были подготовлены и представлены все необходимые документы: заявление о регистрации Истца по месту жительства, копия свидетельства о браке, письменное согласие всех членов семьи нанимателя на регистрацию меня по месту жительства к жене, паспорт гражданина Российской Федерации, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета.
Начальник отделения района «Восточной Измайлово» УФМС России в устной форме отказал в регистрации по месту жительства и пояснил, что для получения разрешения на регистрацию необходимо обратиться в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Восточном административном округе.
В соответствии с п. 3.2 Постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП, «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве», регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения.
С целью осуществления своего права государственной регистрации по месту жительства, Истец обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Восточном административном округе (далее – Департамента ЖП и ЖФ) для получения разрешения на вселение себя в качестве члена семьи ответственного квартиросъемщика в вышеуказанную квартиру.
3 декабря 2011 г. был получен отказ от Департамента ЖП и ЖФ № 111-УВ, во вселении и государственной регистрации Истца в вышеуказанную квартиру на том основании, что после вселения общая площадь квартиры на одного члена семьи составит 7.2 кв. метра, что является менее учетной нормы для проживающих в отдельной квартире, составляющей 10 кв. метров.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя — других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Данная норма права, в части права отказа наймодателя во вселении граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи носит диспозитивный характер, что подтверждается, так же абз. 3, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, гласящем о том, что наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
В соответствии с абз. 4, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке.
В соответствии с п. 1.4 Постановления Правительства Москвы от 26 августа 2008 г. №766-ПП «Об утверждении положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, другими законами и иными правовыми актами города Москвы, настоящим Положением.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Согласно Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П (далее -Постановление КС РФ № 4-П») указано следующее: Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
В Постановлении КС РФ № 4-П утверждено так: Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Представители Департамента жилищной политики не ссылаются на ст.8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», как на обстоятельство, ограничивающее мои права, так в данном случае нет ни одного из перечисленных в Законе обстоятельств, препятствующих моей свободе передвижения.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, не предоставляют регистрационному органу права на отказ в регистрации. Основания для отказа в регистрации отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 8).
Отказ в регистрации по месту жительства — это неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
В Постановлении КС РФ № 4-П указано: Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Отказом во вселении и регистрации нарушаются также и семейные права Истца, гарантированные Семейным кодексом Российской Федерации (далее кратко– СК РФ).
В статье 1 СК РФ закреплена следующая норма:
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в ст. 7 и 38 Конституции РФ, что соответствует требованиям международно-правовых актов по правам человека. Общепризнанно, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение уровня жизни семьи.
Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей.
Президент и Правительство Российской Федерации предпринимают конкретные шаги по укреплению семьи, созданию возможностей для повышения рождаемости, созданию благоприятных социально-экономических условий для содержания и воспитания нескольких детей, предоставляют условия для обеспечения семьи необходимым жильем.
К сожалению, не все властные структуры руководствуются указаниями и программами Президента и Правительства Российской Федерации.
О каком качестве жизни можно говорить в такой ситуации, если государственные структуры, в нарушение действующего законодательства, препятствуют проживанию в одной квартире жены с мужем, а матери с дочерью.
Семейным законодательством предусмотрена возможность судебной защиты семейных прав (ч.2 п.1 ст.1 СК РФ).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ (п.1) Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.7, 17, 27, 38 Конституции РФ, ст.ст.67, 70 ЖК РФ, статьями 3, 6, 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст.1 СК РФ, ст.ст. 254, 29, 30 ГПК РФ,

Прошу:

Признать решение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № 111-УВ от… г. об отказе во вселении Истца в квартиру по адресу …, не законным и не подлежащим применению;

Обязать отделение района «Восточной Измайлово» Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве зарегистрировать Истца по месту жительства по адресу: г. Москва, …

Приложение: — Копия доверенности…;
— Копии искового заявления и документов по числу сторон;
— Квитанция об оплате госпошлины;
— Копия свидетельства о заключении брака…;
— Копия свидетельства о рождении от ..;
— Копия отказа Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Восточном административном округе…;
— Копия договора социального найма жилого помещения;
— Копия выписки из домовой книги;
— Копия финансового лицевого счета №.

Представитель истца по доверенности
_____________А.Ю. Озеров

Задать вопрос юристуУслуги и цены