Вторник, 07.11.2023

Действия в случае получения отказа в регистрации

Как известно, далеко не всегда подача документов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя заканчивается искомым результатом. Причины этому могут быть разными, но все их можно разделить на две категории по одному-единственному признаку — законность отказа регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию на основании переданных ему документов.
Соответственно, и сценарии действий заявителей будут отличаться друг от друга, в первую очередь в зависимости от оценки действий налоговых органов.
Если действия регистрирующего органа являются законными, то заявителю остается либо устранить обстоятельства, препятствующие государственной регистрации, либо, если это по каким-то причинам невозможно, вовсе отказаться от идеи добиться регистрации того или иного события.
Например, если допущены ошибки в заявлении, нужно переделать этот документ, изготовить его заново и подать его с остальными необходимыми документами заново.
Если же отказ регистрирующего органа противоречит закону, то есть два пути решения проблемы: обжаловать данные действия или попытаться подать документы повторно, учтя пусть и незаконные требования госоргана.
Данный выбор, безусловно, продиктован стремлением оптимизировать процесс получения результата. Действительно, нередки случаи, когда регистрирующие органы предъявляют пусть и необоснованные, но легко выполнимые требования, поэтому иногда куда проще в короткий срок исполнить их, снова подать документы и через шесть дней получить свидетельство о регистрации, чем длительное время обжаловать отказ.
Отказ в государственной регистрации можно обжаловать только в судебном порядке, на практике на рассмотрение заявления об обжаловании отказа в регистрации у судов первой инстанции обычно уходит от двух до пяти месяцев (хотя бывает и больше, но редко).
В случае признания судом отказа в регистрации незаконным данное решение суда подлежит немедленному исполнению, то есть вне зависимости от последующего его обжалования. Если же суд признает заявление об обжаловании отказа в регистрации необоснованным, то его можно будет обжаловать в нескольких инстанциях (апелляция, кассация, надзор), на что может уйти немало времени.
Именно из-за больших сроков обжалования решений государственных органов в большинстве случаев, когда заявители считают отказы в регистрации необоснованными, они не идут в суд, а подают документы заново с учетом полученного ранее отказа.
В то же время далеко не всегда у заявителей есть возможность дать налоговым органом то, что они необоснованно требуют. В таких случаях поход в суд является наиболее вероятным развитием событий, поэтому стоит разобраться, по каким признакам можно отличить законный отказ в регистрации от незаконного.
Решение об отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации, и в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности).
Если заявителем не указан способ получения документов (или, проще говоря, если заявитель отправил документы о регистрации по почте либо передал их через представителя), регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основание отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 данной статьи. Это означает, что государственный орган обязан не просто принять решение об отказе, но и обосновать его письменно.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с определенными Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном п. 2 ст. 20 (в Едином государственном реестре юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации) или п. 4 ст. 22.1 (не утратила силу государственная регистрация индивидуального предпринимателя, подавшего новое заявление о регистрации, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью) Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных пп. «ж» п. 1 ст. 14, пп. «г» п. 1 ст. 21, пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);
и) получения в соответствии с требованиями закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
Данный перечень оснований для отказа в государственной регистрации является закрытым, то есть любой отказ в регистрации по основанию, не указанному в приведенном перечне, будет являться незаконным.
В соответствии со ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
К числу этих споров не относятся споры о создании, реорганизации и ликвидации, а также споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Такие споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
Таким образом, если отказ в регистрации связан с регистрацией коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, то обжаловать этот отказ нужно в арбитражный суд по месту нахождения регистрирующего органа.
Теперь рассмотрим, какие из оснований могут указываться регистрирующими органами в решениях по отказу в регистрации создания коммерческой организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На практике самым распространенным основанием для отказа является основание, указанное в пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, — непредставление предусмотренных Законом документов.
Тут следует отметить, что налоговые органы очень широко толкуют данную норму Закона, по их мнению, любое, даже самое незначительное, несоответствие одного из представленных документов норме Закона, подзаконному акту или даже неопубликованному локальному акту дает представителям данных органов принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов. То есть несоответствие документа какому-либо требованию толкуется как его отсутствие.
С одной стороны, некая логика в этом есть, а с другой — слишком вольное толкование установленных Законом требований нередко приводит к необоснованным отказам.
Поэтому, увидев в решении ссылку на отсутствие документа, который был представлен налоговому органу и который указан в расписке о получении данным органом документов, представленных на регистрацию, нужно не удивляться, а поискать причину того, почему документ признан не соответствующим каким-либо требованиям.
Суть претензий налоговых органов к представленным документам (отсутствие той или иной информации, неправильное заполнение формы заявления и т.д.) обычно излагается в решении об отказе в регистрации, хотя бывает и так, что в решении просто указывается, что не представлен определенный документ.
В последнем случае можно получить разъяснения в самом налоговом органе через справочную его службу.
После того как формальная причина вынесения решения об отказе в регистрации станет понятной, нужно попытаться соотнести эту причину с требованиями Закона.
Нередко налоговые органы требуют представления документов, представление которых не предусмотрено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Самым распространенным таким требованием является связанное с представлением документов, подтверждающих возможность нахождения вновь создаваемого юридического лица в месте, указанном в заявлении о регистрации в качестве местонахождения этого лица.
Закон не содержит никаких требований на этот счет, но налоговые органы пытаются (причем безуспешно) таким способом бороться с регистрацией фирм-однодневок, а также с регистрацией юридических лиц в местах, где они на самом деле находиться не будут.
В некоторых регионах России сложилась такая (явно расходящаяся с Законом) практика работы регистрирующих органов: при подаче заявления о создании юридического лица заявитель прилагает к заявлению так называемое «гарантийное письмо» от владельца помещения, в котором будет находиться данное юридическое лицо, и копию документа (документов), подтверждающего право владельца сдавать помещение в аренду или субаренду (свидетельство на право собственности, договор аренды и т.д.). Под гарантийным письмом понимается письменное обязательство владельца заключить с вновь создаваемым юридическим лицом договор аренды или субаренды определенного помещения.
Как сказано выше, практика эта незаконна, но бороться с ней рискуют немногие. Тем более что в последнее время регистрирующие органы стали более осторожными и не указывают прямо, что не был представлен документ, не предусмотренный Законом; отказы в госрегистрации в подобных случаях делаются под самыми разными предлогами, а заявитель должен сам догадаться о том, чего от него хотят.
Поэтому часто при создании юридического лица его учредители предпочитают получить гарантийное письмо и приложить его к заявлению.
Но если по каким-то причинам получение такого документа вызывает существенные затруднения, заявителю остается только обжаловать решение об отказе в регистрации.
Если же присмотреться к основаниям для отказа, не связанным с непредставлением тех или иных документов, то для регистрации создания юридических лиц имеют значение только связанные с подписанием заявления неуполномоченным лицом и с несоответствием наименования юридического лица требованиям Федерального закона.
Для того чтобы избежать отказов по этим основаниям, необходимо тщательно готовить документы, подаваемые на регистрацию, но подробно об этом будет рассказано ниже.

Еще статьи: