Вторник, 07.11.2023

Что нужно знать предпринимателям о проверках

Ранее проведение проверок различными государственными и муниципальными органами, регламентировалось в основном Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сферы, где не действует Закон № 294-ФЗ

Последняя редакция закона № 294-ФЗ от 18.07.2011г. внесла ряд существенных изменений, которые ограничили сферу действия этого законодательного акта. Закон был дополнен частью 3.1., в которой указывается, что положения Закона № 294-ФЗ «О защите прав…» вообще не применяются к следующим видам государственного контроля (надзора):

  • налоговый, валютный, таможенный контроль, контроль за уплатой страховых взносов;
  • банковский, страховой надзор, контроль на финансовых рынках
  • таможенный, портовый контроль
  • контроль за экономической ситуацией, контроль за осуществлением иностранных инвестиций
  • пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
  • контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Дополнительное регулирование проверок

В отдельных сферах государственного контроля, кроме положений Закона № 294-ФЗ, могут применяться также положения иных федеральных законов. Этими законами могут определяться срок, вид, основания, предмет и периодичность проведения проверок, порядок уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, согласования таких проверок с органами прокуратуры.

Сферы государственного контроля (надзора), по которым могут быть приняты иные законодательные акты, определены в части 4 Закона № 294-ФЗ:

  • лицензионный, экспортный контроль
  • государственный надзор в области транспортной безопасности, безопасности дорожного движения, транспортный надзор
  • государственный пожарный, строительный надзор, государственный надзор в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений
  • государственный надзор за соблюдением трудового законодательства
  • государственный надзор в сфере рекламы, надзор в области организации и проведения лотерей, азартных игр
  • контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси
  • контроль за некоммерческими и саморегулируемыми организациями
  • государственный надзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности

Особенности проведения проверок в этих сферах будет рассмотрен нами в следующих статьях.

Особенности плановых проверок

Все проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановая проверка может производиться не чаще, чем один раз в три года. Три года отсчитываются с момента организации юридического лица (регистрации ИП), проведения последней плановой проверки, момента подачи уведомления о начале деятельности в сфере, для которой установлен уведомительный порядок. Перечень таких видов деятельности указан в ст. 8 Закона № 294-ФЗ.

О плановой проверке ЮЛ (ИП) уведомляется не позднее трех рабочих дней до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо иным способом, позволяющим гарантировать надлежащее уведомление. Чаще всего уведомление о проведении проверки присылают по факсу. Планы проверок на следующий календарный год формируются надзорным (контрольным) государственным (муниципальным) органом до конца текущего года. Плановые проверки согласовываются с органами прокуратуры. С планом проверок Вы всегда можете ознакомиться на сайте того или иного государственного органа.

Срок проведения проверок не может быть более 20 рабочих дней. Плановая выездная проверка субъекта малого предпринимательства не может быть более 50 часов в год, а для микропредприятия – не более 15 часов в год. В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен еще до 20 рабочих дней, а для малых и микропредприятий – на 15 часов.

Решение о проведении плановой проверки оформляется в виде приказа (распоряжения) руководителя государственного органа. Но такой приказ может быть подписан и заместителем руководителя. В приказе (распоряжении) указываются сроки проведения проверки, конкретная дата проверки, вид проверки (документарная или выездная).

Результатом проверки является акт. Один экземпляр акта остается у ИП или руководителя ЮЛ. За проведение проверки плата не взимается. Также данные о проведенной проверке записываются в журнал учета проверок. Он в обязательном порядке должен быть у каждого ИП или ЮЛ. Журнал учета проверок имеет определенную форму, его можно приобрести в специализированных магазинах.

В обычной практике проверяющий все равно находит какие – либо нарушения и составляет предписание. В предписании указывается срок устранения выявленных нарушений. По исполнению выданного предписания может быть проведена уже внеплановая проверка.

Еще статьи: