Вторник, 07.11.2023

Административное задержание участников массовых беспорядков

В настоящее время от массовых беспорядков не застрахован ни один населенный пункт Российской Федерации, тем более крупные города и мегаполисы. Очевидно: чем быстрее будут пресечены беспорядки, тем меньше жертв и материального ущерба. Одной из основных составляющих пресечения массовых беспорядков является вывод из толпы ее организаторов, подстрекателей и активных участников посредством их административного задержания.
Административное задержание участников массовых беспорядков осуществляется сотрудниками правоохранительных органов, в частности полицейскими и служащими внутренних войск, одной из задач которых и является пресечение массовых беспорядков.
Административное задержание участников массовых беспорядков осуществляется в два этапа:
I этап — в ходе пресечения массовых беспорядков при выполнении задач по восстановлению общественного порядка;
II этап — после разгона бесчинствующей толпы.
Административное задержание на первом этапе, как правило, производится до возбуждения уголовного дела или вне рамок уже возбужденного уголовного дела.
Задержание участников массовых беспорядков может быть в ситуациях, когда оно:
1) не связано с сопротивлением;
2) связано с физическим сопротивлением;
3) связано с вооруженным сопротивлением;
4) связано с противодействием толпы.
Сложность задержания участников массовых беспорядков в ходе их пресечения заключается в том, что сотрудникам правоохранительных органов, пресекающим беспорядки, приходится контактировать с «возбужденной», «наэлектризованной» толпой, которая может оказать сопротивление в любой форме, в том числе и вооруженное. Кроме того, противодействие задержанию могут оказать не только лица, участвующие в беспорядках, но и граждане, не принимавшие в них участия, однако ставшие случайными свидетелями, по их мнению, незаконных действий сотрудников полиции.
Успеху задержания участников беспорядков будет способствовать предварительное выявление в толпе организаторов, подстрекателей и лиц, наиболее активно совершающих преступные действия в составе толпы. Причем желательны фото- и видеофиксация их действий, что в дальнейшем, при производстве предварительного следствия, также ляжет в основу доказательственной базы совершения общественно опасных деяний.
Уверенное, бескомпромиссное и быстрое задержание указанных лиц будет способствовать и прекращению беспорядков. Однако рекомендуется производство задержания без излишней жестокости и избегая столкновений с толпой. Вместе с тем медлительность и неуверенность сотрудников правоохранительных органов только придаст толпе чувство безнаказанности и подстегнет ее к совершению других более тяжких преступлений.
Задержанные по возможности должны быть изолированы не только от бесчинствующей толпы и случайных очевидцев беспорядков, но и друг от друга. Особенно это требование должно выполняться в отношении подстрекателей и организаторов беспорядков. Зачастую задержанные «накапливаются» в автобусах или специальных транспортных средствах, где не только договариваются между собой о совместном противодействии сотрудникам правоохранительных органов, но и продолжают руководить действиями толпы.
Задержанные должны быть как можно быстрее доставлены в территориальные подразделения полиции или на место дислокации штаба ликвидации массовых беспорядков.
Очень часто группу задержанных привозят в территориальное подразделение полиции, передают в дежурную часть и уезжают, не пояснив роль каждого в беспорядках. Тем самым в лучшем случае задержанные подвергаются административному наказанию или вообще отпускаются, даже без установления личности.
Поэтому необходимо в отношении каждого задержанного составлять подробный рапорт об обстоятельствах его задержания, акцентируя внимание на его противоправных деяниях, а также поведении при задержании и после задержания.
Все задержанные должны быть подвергнуты административному досмотру на предмет обнаружения оружия, предметов, которые можно использовать в качестве оружия, а также материалов, имеющих отношение к событию преступления (агитационных экстремистских листовок, памяток по оказанию сопротивления полиции, списков объектов, подлежащих погрому, и т.п.).
Досмотр задержанных рекомендуется проводить:
— при задержании;
— перед посадкой в транспортное средство;
— при доставлении в дежурную часть территориального отдела полиции или на место дислокации следственной группы.
Кроме того, после доставления задержанных в территориальный отдел полиции или на место дислокации следственной группы необходимо осмотреть транспортное средство, на котором они были доставлены.
Согласно п. 2 — 4 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий осуществлять административное задержание и личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, а также производить изъятие вещей и документов.
В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ).
В рамках доследственной проверки у каждого задержанного сотрудниками органов дознания, в том числе и дознавателями, берется объяснение об обстоятельствах, предшествующих задержанию, и о задержании.
Все задержанные должны быть освидетельствованы на предмет получения телесных повреждений от применения в отношении их специальных средств, например, полицейской резиновой палки, следов воздействия слезоточивых газов, а также с целью поиска следов пороха, горючих или взрывчатых веществ.
На втором этапе, после разгона бесчинствующей толпы, при административном задержании ее участников необходимо принимать во внимание возможность оказания ими сопротивления, в том числе и вооруженного (например, активистом запрещенной экстремистской организации).
В данном случае не рекомендуется без особой необходимости проводить групповые задержания. При этом должен быть обеспечен достаточный численный перевес группы захвата.
Для проведения операции по захвату вооруженного лица необходимо создавать несколько групп работников органов внутренних дел, на которые возлагаются различные задачи:
задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления: Учебно-практическое пособие. Челябинск, 2005; Бычков В.В. и др. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2005.

— непосредственный захват;
— прикрытие действий группы захвата;
— блокирование района операции;
— обеспечение оперативной информацией и т.д.
Действия этих групп начинаются после занятия рубежа блокирования и исходных позиций, уточнения обстановки, задач и порядка взаимодействия на местности.
Организация и проведение захвата вооруженного преступника зависят от многих конкретных условий.
Например, в сельской местности возможно групповое вооруженное сопротивление жителей, препятствующих задержанию своих односельчан. В таких случаях используется помощь внутренних войск, задействуются спецподразделения, боевая техника. В условиях города — другая специфика действий. При задержании на улице должны быть обеспечены скрытность подготовки и маскировка сил и средств, привлекаемых к операции, высокая подвижность, учет уличных ситуаций, принятие мер к созданию благоприятной обстановки для задержания вооруженных преступников.
В общественных местах (банки, вокзалы, магазины, рестораны, зрелищные мероприятия и т.п.) захват производится лишь в том случае, если нет других возможностей для задержания или если в общественном месте они совершают преступление. Место выбирается с таким расчетом, чтобы в момент захвата там было как можно меньше посторонних лиц: туалетные комнаты, входы и выходы, неширокие коридоры, лестницы.
Определенные особенности имеет задержание в лесу, кустарниках, на пересеченной местности, на автотранспорте, в вагоне поезда, ночью и т.д.
На месте задержания лиц организуется их личный досмотр и осмотр мест задержания.
При доставлении задержанных в территориальные подразделения полиции производится повторный личный досмотр. При этом осмотру должно быть подвергнуто и доставившее их транспортное средство.
Таким образом, профессионально организованное и проведенное административное задержание организаторов, подстрекателей и участников массовых беспорядков не только будет способствовать скорейшему пресечению массовых беспорядков, но и содействовать в дальнейшем качественному расследованию уголовного дела о массовых беспорядках, а также предупреждению массовых беспорядков.

Еще статьи: