Вторник, 07.11.2023

Вносим изменения в ЕГРЮЛ по новым правилам

С 4 июля 2013 года регистрировать сведения о компаниях в едином госреестре юрлиц надо по новым формам. Эти бланки утвердили в ФНС России еще 25 января 2012 года приказом № ММВ-7-6/25@. Но действовать приказ начал лишь сейчас — после того, как вышло постановление Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 454 и его официально опубликовали.

Новые формы понадобятся, чтобы зарегистрировать созданную компанию, сообщить о реорганизации или ликвидации уже действующей. А также когда вам надо изменить сведения о компании, которые уже есть в едином госреестре юрлиц. Частая ситуация — у организации поменялся юридический адрес. На этом примере расскажем, как теперь обновлять данные в ЕГРЮЛ.

Оформите решение собственников и новую редакцию устава

Сначала участники (или акционеры) компании должны провести общее собрание. По его итогам оформляют протокол. В нем прописывают, что собственники договорились сменить адрес компании и в связи с этим поправить текст устава. Если участник один, то достаточно его единоличного решения.

Внести изменения в устав можно двумя способами. Первый — оформить этот документ в новой редакции. Второй — зафиксировать в отдельном приложении к уставу лишь измененный текст.

Составьте заявление по обновленной форме № Р13001

Теперь надо заполнить заявление о регистрации изменений в учредительных документах. Для этого возьмите обновленную форму № Р13001. Обратите внимание: каждому символу в документе отведена отдельная клетка. При этом все данные заполняйте строго прописными буквами. Формы стали машиночитаемыми, поэтому должны точно соответствовать стандарту.

Если изменился только юридический адрес организации, достаточно внести данные в первую страницу, а также в листы Б и М.

И не забудьте отметить, каким способом вы хотите получить подтверждение о регистрации изменений в ЕГРЮЛ — по почте или забрать лично в инспекции.

Когда заявление заполните, распечатайте его. Причем обязательно каждую страницу документа на отдельном листе. Двусторонняя печать недопустима.

Теперь пусть заявление подпишет руководитель компании или один из участников общества. Впрочем, заявителей может быть и несколько. Главное, чтобы все они имели право действовать без доверенности (п. 1.3 ст. 9 и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Подпись (или подписи) обязательно удостоверьте у нотариуса.

Отметим, что вообще в новых бланках заявлений стало больше страниц. Заполнять их стало трудоемко. Но сотрудники ФНС России обещают скоро обновить бесплатную программу, с помощью которой заполнять формы получится быстрее. Такую программу (ППДРЮЛ) можно найти на официальном сайте ФНС России nalog.ru.

Сдайте пакет документов в налоговую инспекцию

Заявление по форме № Р13001 надо подать в налоговую инспекцию, где числится компания. Либо в специальную регистрирующую ИФНС, если таковая есть в вашей местности.

К заявлению потребуется приложить такой набор документов:

— новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах);
— решение общего собрания о внесении изменений в учредительные документы организации (или единоличное решение единственного участника);
— документ об уплате госпошлины;
— документ, подтверждающий новый юридический адрес.

Первые три документа названы в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Про изменения в уставе и решение собственников мы рассказали в начале статьи.

Госпошлину придется заплатить в сумме 800 руб. Такой размер на сегодня прописан в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

А чем подтвердить новый юридический адрес? Например, копией договора покупки недвижимости либо договором аренды, если вы пользуетесь офисом временно. При субаренде дополнительно могут потребовать заверенную арендодателем копию свидетельства о праве собственности на помещение. А также копию основного договора аренды. Точный перечень лучше узнайте в своей налоговой инспекции. Заметим, что формально подавать все это в ИФНС закон не обязывает. Но на практике без этих документов налоговики зачастую отказывают в госрегистрации. Основание — нет достоверных данных об адресе.

Представить весь пакет документов надо в течение трех рабочих дней с того момента, как сменился адрес. Отсчитывайте этот срок от даты решения общего собрания. Это правило из пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Бумаги можно отправить по почте или отнести лично. В последнем случае сделать это может не только заявитель, но и любой другой человек, по доверенности.

Получите подтверждения о госрегистрации изменений

Получив от вас заявление, сотрудники ИФНС зарегистрируют изменения в уставе в течение пяти рабочих дней (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). А через один рабочий день после этого вам выдадут лист записи ЕГРЮЛ.

Это еще одно новшество. Свидетельств о регистрации изменений в ЕГРЮЛ теперь не будет. Вместо них налоговики будут выдавать листы записи ЕГРЮЛ. А свидетельства останутся лишь для ситуации, когда надо подтвердить регистрацию вновь созданной компании. Так прописано в приказе ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@, который тоже действует с 4 июля.

Если в поданном заявлении вы указали, что хотите получить документ по почте, то его направят на адрес компании. А забрать лист записи лично можно в той же инспекции, в которую вы подавали заявление со всеми документами. Для этого опять же понадобится доверенность на получателя. Данный порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ. А вот в электронном виде получить документ пока не получится.

В Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и Росстат подавать сведения о новом адресе не придется. Их уведомят налоговики самостоятельно — в течение пяти рабочих дней со дня регистрации.

Еще статьи: