Четверг, 10.10.2024

Подготовка устава общества

Участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Представители участников общества должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия. Доверенность, выданная представителю участника общества, должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные), быть оформлена в соответствии с требованиями п. п. 4 и 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Незарегистрировавшийся участник общества (представитель участника общества) не вправе принимать участие в голосовании.
2) Общее собрание участников общества открывается в указанное в уведомлении о проведении общего собрания участников общества время или, если все участники общества уже зарегистрированы, ранее.
3) Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества. Общее собрание участников общества, созванное советом директоров (наблюдательным советом) общества, ревизионной комиссией (ревизором) общества, аудитором или участниками общества, открывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества, председатель ревизионной комиссии (ревизор) общества, аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание.
4) Лицо, открывающее общее собрание участников общества, проводит выборы председательствующего из числа участников общества. Еслиуставом общества не предусмотрено иное, при голосовании по вопросу об избрании председательствующего каждый участник общего собрания участников общества имеет один голос, а решение по указанному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, имеющих право голосовать на данном общем собрании.
5) Исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.
Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.
Не позднее чем в течение десяти дней после составления протокола общего собрания участников общества исполнительный орган общества или иное осуществлявшее ведение указанного протокола лицо обязаны направить копию протокола общего собрания участников общества всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества.
6) Общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, сообщенным участникам общества в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 36 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», за исключением случаев, если в данном общем собрании участвуют все участники общества.
7) Решения по вопросам об изменении устава общества, в том числе об изменении размера уставного капитала общества, а также по иным вопросам, определенным уставом общества, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.
Решения по вопросам о реорганизации или ликвидации общества принимаются всеми участниками общества единогласно.
Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.
8) Уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и (или) членов ревизионной комиссии общества.
При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
9) Решения общего собрания участников общества принимаются открытым голосованием, если иной порядок принятия решений не предусмотрен уставом общества.
15. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
16. Сведения о сроке, на который избирается коллегиальный исполнительный орган, и порядке его деятельности указывать не надо, поскольку, как было указано выше, для небольших организаций наличие такого органа не является необходимым.
17. То же самое касается сведений о сроке, на который избирается ревизионная комиссия или ревизор, и порядке их работы — их указывать не нужно.
Помимо указания перечисленных выше сведений в уставе следует прописать размер крупных сделок, решение об одобрении которых принимается общим собранием участников общества.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки.
Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Это означает, что для заключения перечисленных выше сделок подписания соответствующего договора генеральным директором недостаточно, необходимо, чтобы собрание участников общества своим решением одобрило заключение этой сделки.
В случае если договор будет подписан без данного одобрения, данная сделка может быть признана недействительной по иску общества или его участника.
В связи с этим учредителям следует определить, нужно ли согласовывать все сделки, предметом которых является приобретение, отчуждение или возможность отчуждения обществом имущества, стоимость которого составляет не менее 25% от стоимости имущества общества, или совершение части этих сделок можно доверить генеральному директору без получения указанного выше одобрения.
В последнем случае можно указать в уставе более высокий размер крупной сделки, требующей одобрения участников.
В соответствии с п. 7 ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» наряду со случаями, указанными в п. 1 этой статьи, уставом общества могут быть предусмотрены другие виды и (или) размер сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок, установленный настоящей статьей.
На первый взгляд кажется, что законодатель дал участникам большую свободу для распространения порядка одобрения крупных сделок на самые разные сделки, что можно выбрать произвольно сделки любого вида и распространить на их заключение обязательность соблюдения порядка одобрения крупных сделок, определив при этом порог для согласования не 25% стоимости имущества общества, а любой другой. Но если присмотреться к этой норме повнимательнее, станет заметно, что не все так просто.
Во-первых, п. 7 ст. 46 Закона дает возможность установить указанный выше порядок не в отношении всех сделок, а только тех, которые не указаны в п. 1 этой статьи. Ведь «другие виды сделок» отличаются от указанных в этом пункте только тем, что они там не значатся.
То есть это сделки, которые не связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности.
К таким сделкам относятся договоры аренды, возмездного оказания услуг, хранения и тому подобные договоры.
Во-вторых, Закон содержит указание на все полномочия, которые отнесены к компетенции общего собрания участников, и одобрение сделок, не относящихся к крупным, туда не входит. Если уставом общества будет предусмотрено создание в обществе такого органа, как совет директоров (наблюдательный совет), то полномочия на одобрение таких сделок «повиснут в воздухе», поскольку не будут относиться ни к компетенции общего собрания участников, ни к компетенции совета директоров.
То есть распространить порядок одобрения крупных сделок, заключаемых обществом с ограниченной ответственностью, на другие сделки можно, только если устав данного общества не предусматривает образования совета директоров.
Также необходимо учитывать, что, как сказано выше, часть сделок, формально подпадающих под критерии крупных, могут не признаваться таковыми вследствие того, что они совершаются в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
Понятие обычной хозяйственной деятельности конкретной организации не всегда является четко очерченным, в судебной практике единого мнения по этому поводу не сложилось.
Очень часто данное понятие выводилось из анализа видов деятельности, указанных в уставе в качестве основных или информация о которых содержится в ЕГРЮЛ, а также сделок, которые общество совершало реально в процессе своей деятельности, но все не так просто.
Указание в уставе обществ с ограниченной ответственностью целей их создания или видов деятельности, которые являются для них основными, не является обязательным и Законом вообще не предусмотрено. Но на практике указание этих данных в уставах ранее осуществлялось очень часто, нередко делается и теперь.
В то же время сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых обществами с ограниченной ответственностью, должны фиксироваться в ЕГРЮЛ в виде указания кодов ОКВЭД.
Нередко бывает так, что в уставе организации указаны одни виды деятельности (при этом практически всегда добавляется, что общество вправе осуществлять иные не запрещенные законом виды деятельности), а в реестре содержится информация о других видах либо информация, указанная в уставе и содержащаяся в реестре, не совпадают друг с другом по формату (в уставе виды деятельности часто указываются не так, как они указываются в ОКВЭД).
При этом, как уже говорилось выше, фактически общество может заниматься видами деятельности, не указанными ни в уставе, ни в реестре.
Все это приводит к тому, что разобраться с тем, что же для общества является обычной хозяйственной деятельностью, бывает сложно или вовсе невозможно.
Кроме того, есть ряд сделок, которые могут совершаться при осуществлении очень многих видов деятельности, но при этом для определенного общества эта сделка не является обычной.
На практике это приводит к тому, что в тех случаях, когда единоличный исполнительный орган общества явно (в понимании участников общества) выходит за рамки своих полномочий, доказать это в суде в случае возникновения спора бывает сложно.
Для того чтобы минимизировать эти риски, можно четко указать основные виды деятельности, осуществляемые организацией, в уставе и в заявлении о регистрации юридического лица, а еще лучше, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, оставить указание видов деятельности, осуществляемых организацией, только там, где это необходимо, — в реестре.

Еще статьи: