Четверг, 10.10.2024

Регистрация договора участия в долевом строительстве

Договор участия в долевом строительстве (ДДУ) заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 4 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Государственную регистрацию ДДУ производит Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) при условии, что разрешение на строительство жилого дома было получено после 01.04.2005 (ст. 27 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).

Подготовьте документы для регистрации

Для регистрации ДДУ необходимо собрать установленный законом комплект документов и подать его вместе с заявлением сторон договора (застройщика, участника долевого строительства) и договором на регистрацию в территориальное отделение Росреестра по месту нахождения многоквартирного жилого дома (ст. 25.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Существуют отличия в перечне документов при регистрации первого ДДУ и всех последующих договоров.
Так, при регистрации ДДУ, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для регистрации и представляемыми со стороны участника, застройщику необходимо представить перечень документов, касающихся его деятельности, в том числе документы, подтверждающие госрегистрацию юрлица, его учредительные документы, план создаваемого объекта недвижимости, разрешение на строительство и проектную декларацию.
При регистрации последующих ДДУ такие документы представлять уже не нужно.
Гражданам — участникам ДДУ нужно подготовить следующие документы:

  • договор участия в долевом строительстве со всеми приложениями к договору;
  • заявление застройщика и гражданина (участника долевого строительства) о регистрации договора;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя. Физлица вправе обратиться за регистрацией лично либо через представителя, который действует на основании нотариально удостоверенной доверенности. Законные представители детей в возрасте до 14 лет представляют в таком случае свидетельство о рождении ребенка, представители недееспособных — документ о назначении их опекунами;
  • нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки другим супругом (п. 3 ст. 35 СК РФ);
  • договор залога права требования (требуется в случае, когда участнику долевого строительства предоставлены кредитные (заемные) средства для одновременной регистрации обременения права);
  • документы с описанием объекта долевого строительства (квартиры), составленные застройщиком и согласованные с участником долевого строительства (гражданином), с указанием его местоположения на плане создаваемого объекта недвижимого имущества и планируемой площади объекта долевого строительства.

Уплатите госпошлину за регистрационные действия в размере 200 руб. (пп. 30 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Примечание. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о госрегистрации в настоящее время не требуется. Однако вы вправе представить этот документ по собственной инициативе, поскольку если информация об уплате госпошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате госпошлины не был представлен, документы, необходимые для госрегистрации, по истечении 18 календарных дней с момента их поступления возвращаются заявителю (п. 4 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Представьте документы в Росреестр и получите расписку о приеме документов

В расписке должны быть указаны:

  • дата представления документов;
  • перечень представленных документов;
  • Ф.И.О. специалиста, принявшего документы, а также его подпись;
  • телефон, Ф.И.О. специалиста, у которого в течение срока госрегистрации прав вы можете узнать о стадии рассмотрения документов и времени, оставшемся до ее завершения.

Получите документы после регистрации

По прошествии срока регистрации ДДУ (с первым участником — 18 календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов, с последующими — пять рабочих дней) специалист Росреестра должен выдать документы заявителю (п. 2.1 ст. 25.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Для получения документов вам потребуются:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт), либо доверенность на представление интересов заявителя;
  • расписка о приеме документов, в которой указан номер госрегистрации права.

По получении свидетельства о государственной регистрации прав или выписки из Единого государственного реестра прав следует расписаться в книге учета выданных свидетельств о госрегистрации прав и на экземпляре расписки о приеме документов.
Госрегистрация самого договора удостоверяется специальной регистрационной надписью на нем (п. 1 ст. 14, п. п. 5, 6 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Еще статьи: