Вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки применительно к г. Москве и Московской области до 31.12.2014 решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний (при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению).
Для изменения вида разрешенного использования земельных участков рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Подготовьте документы и представьте их в местную администрацию по месту нахождения земельного участка
К ним относятся (п. 2.7 Административного регламента, утв. Постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 14.12.2012 N 3170-П):
- заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования вашего земельного участка на другой;
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
- документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (если заявление подает ваш представитель);
- правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых на земельном участке);
- правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка);
- кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) и иные документы на земельный участок;
- технические паспорта на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых);
- эскизы планируемого к проектированию объекта;
- проект планировочной организации земельного участка;
- информация о планируемом объекте капитального строительства (этажность, общая площадь, площадь застройки);
- согласие правообладателей земельного участка об изменении вида разрешенного использования земельного участка или объектов капитального строительства;
- согласие правообладателей земельных участков и правообладателей объектов капитального строительства, располагающихся на земельных участках, граничащих с земельными участками, применительно к которым запрашивается разрешение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.
Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов.
Срок рассмотрения пакета документов составляет, как правило, 45 рабочих дней со дня регистрации заявления в общем отделе администрации (п. 2.4 Регламента).
Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако предусмотрена плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы (в виде разницы между кадастровой стоимостью земельного участка на дату подачи заявления об изменении вида разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования) (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ).
Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельных участков или письменный отказ в предоставлении услуги, который может быть обжалован во внесудебном и в судебном порядке (разд. V Регламента).
Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка — основание для внесения изменений в государственный кадастр недвижимого имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Внесите изменения в кадастровый учет земельного участка
В настоящее время можно подать заявление о кадастровом учете изменений земельного участка через сайт Росреестра. Для этого необходимы следующие документы:
- межевой план в формате XML, подписанный ЭЦП кадастрового инженера;
- при приложении отсканированного образа межевого плана — его ЭЦП.
При подаче заявления представителем нужен образец документа, подтверждающего полномочия, подписанный ЭЦП.
На последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать ЭЦП заявителя.
Если не пользоваться электронной услугой, заявление и иные документы можно подать в бумажном виде (лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении) в орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка.
Помимо заявления представьте:
- свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
- межевой план.
Подавая заявление лично, вы или ваш представитель должны предъявить документ, удостоверяющий личность.
Срок рассмотрения документов составляет 20 рабочих дней.
В результате вы должны получить кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о новом виде разрешенного использования земельного участка.
По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, в случае изменения в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка эти сведения вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя соответствующего земельного участка.