В процессе хозяйственной деятельности каждой организации (предприятия) может возникнуть необходимость передачи руководителем предприятия части своих полномочий подчиненным работникам. Для обеспечения законности такого делегирования передача полномочий должна быть правильно задокументирована.
Передача полномочий оформляется (в идеале) следующими документами:
1. Соглашение (дополнительное) к трудовому контракту с работником. В соглашении необходимо отразить возлагаемые на работника обязанности. Соглашение подлежит подписанию сторонами договора.
2. Приказ (письменный) о возложении на работника обязанностей. Оптимально «привязать» момент вступления приказа в силу ко дню ознакомления «под роспись» с ним работника.
3. Текст изменений в должностную инструкцию (новая редакция инструкции) работника.
4. Доверенность, предоставляющая работнику право совершения от имени руководителя конкретно определенных действий.
На практике допускается передача полномочий путем оформления только дополнительного соглашения к договору и приказа о возложении на работника конкретных обязанностей, но приказ по своему содержанию должен соответствовать обязательным в силу ГК РФ требованиям к доверенности.
Механизм делегирования полномочий является универсальным (применим ко многим сферам деятельности организации). Но следует понимать, что передача руководителем части своих полномочий (а, следовательно, и ответственности) не влечет «автоматического» освобождения руководителя от возможной в силу законодательства ответственности. Например, передача полномочий подчиненному не позволит руководителю уклониться от уголовной ответственности за налоговые преступления (возможными субъектами данных преступлений являются сам руководитель и главный бухгалтер организации).
Механизм делегирования позволит освободить руководителя фирмы от административной ответственности. Но если санкция статьи помимо ответственности должностного лица предусматривает ответственность и организации, то за «себя» фирме штраф придется заплатить.