Минимизировать риск наступления неблагоприятных последствий работы на таких условиях позволит проверка потенциального контрагента до момента подписания договора.
В первую очередь в рамках такой проверки следует убедиться в надлежащем оформлении договора, указании в нем всех необходимых реквизитов, в числе которых:
1) дата заключения и номер договора;
2) полное наименование контрагента с отображением его организационно-правовой формы;
3) должность, фамилия, имя, отчество лица, представляющего интересы контрагента, документ-основание его полномочий, в том числе на подписание договора;
4) указание цифрами и прописью срока отсрочки;
5) указание ИНН (для юридических лиц и КПП), ОГРН, банковских реквизитов (обязательно для организаций), юридического, фактического, почтового адресов (если они не совпадают),
6) контактные данные контрагента, в том числе номера телефонов, адреса e-mail;
7) наличие подписи и расшифровки подписи лица, представляющего интересы контрагента, для организаций – наличие печати.
До подписания договора у контрагента следует затребовать заверенные копии:
1) Свидетельства о постановке на налоговый учет — ИНН.
2) Свидетельства о государственной регистрации юридического лица (или индивидуального предпринимателя) – ОГРН.
3) Устава (для юридических лиц).
4) Документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего договор — приказа о назначении (вступлении в должность), протокола избрания, доверенности.
Ознакомление с указанными документами дает информацию о времени создания организации, учредителях, руководителе, порядке его избрания (назначения), объеме и сроке полномочий, юридическом адресе организации, размере уставного капитала.
Также до заключения договора желательно получить данные о наличии у контрагента собственного движимого и недвижимого имущества.
Следует уделить внимание продолжительности существования контрагента в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Клиенты с продолжительностью работы менее года должны проверяться с особой тщательностью. Оптимальным вариантом работы с такими клиентами является работа на условиях предварительной оплаты (хотя бы частичной) либо установление для него лимита поставки на условиях отсрочки платежа.
Целесообразным является установление деловых партнеров и клиентов потенциального контрагента и получение их мнения о контрагенте.
Осмотр офиса контрагента позволит установить достоверность (на момент заключения договора) предоставленных им данных о своем адресе, а также выяснить, не зарегистрировано ли на этот адрес множество других фирм.
Кроме того, возможно получение из разнообразных неофициальных источников информации о движениях по банковским счётам контрагента, имеющихся судимостях руководителей и учредителей, наличии возбужденных в отношении него (руководителя, учредителей) уголовных дел и исполнительных производств, участии в различных аферах. Естественно, что открыто такого рода информацию никто не представит — только на основе личных связей и неформальных отношений.
К сожалению, даже соблюдение всех из приведенных выше рекомендаций не даст стопроцентной гарантии защиты интересов поставщика, но выявить откровенных мошенников позволит.