Легитимность и легальность государственной власти – близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.
Термин «легитимность» относится, скорее, к социологии, психологии и некоторым другим общественным наукам; «легальность» — это, прежде всего, юридический термин. Если о легитимности можно рассуждать и приводить те или иные точки зрения, то легальность имеет чёткие границы: соответствует / не соответствует.
Понятие «легитимность» рассматривается, чаще всего, в связи с государственной властью, поскольку это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью. При этом:
— легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);
— легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);
— государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).
Процессы обеспечения легитимности и легальности различны. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением.
Потеря легитимности и легальности также происходит по-разному. Делегитимация (кризис легитимности) вызывается разочарованием населения в государственной власти и может повлечь за собой смену верховного руководства и даже государственного устройства. И последствия такой смены (для верховного руководства) зачастую невозможно устранить. Потеря легальности – более редкий случай, чаще всего, является следствием потери легитимности. Можно устранить, не меняя государственного строя, хотя внесение поправок в законодательство может привести к «революции сверху».